Жить в согласии с природой – необходимое условие сохранения цивилизации. Загрязнение окружающей среды, истощение природных ресурсов, возведение техногенных объектов ясно обозначили угрозу глобального экологического кризиса.
Экологическая ситуация современности требует воспитания в людях активного отношения к проблемам окружающей среды и экологического образования. Расточительная деятельность человека в природе, ведет к нарушению экологического равновесия и ставит на первое место проблемы экологии страны, мира и планеты в целом.
Экологическое воспитание необходимо начинать с дошкольного возраста уделяя этому большое внимание, как процессу непрерывного воспитания, направленному на формирование экологической культуры не только ребенка, но и всех членов семьи, общества.
Основную цель экологического воспитания в дошкольном образовании мы определяем как, формирование у детей дошкольного возраста основ экологического сознания и экологической культуры.
Решение этой цели возможно через задачи:
обучения (овладение знаниями о взаимосвязи природы, общества и человека; формирование практических умений по разрешению экологических проблем);
воспитания (ценностные ориентации, мотивы, потребности, привычки активной деятельности по охране окружающей среды);
развития (способности анализировать экологические ситуации; оценивать эстетическое состояние среды).
Экологическое воспитание детей дошкольного возраста, предполагает:
воспитание гуманного отношения к природе;
формирование основ экологического миропонимания;
расширение и углубление представлений дошкольников о природе;
развитие у детей познавательных умений (анализировать наблюдаемое в природе, делать выводы о некоторых закономерностях и взаимосвязях, элементарно прогнозировать последствия человеческого воздействия на объекты природы);
привлечение детей к экологически ориентированной природоохранной деятельности.
Важнейшим условием реализации системы экологического образования в дошкольном учреждении является правильная организация и экологизация развивающей предметно-пространственной среды.
В соответствии с планом мероприятий, посвященных Году экологии в России в 2017 году, в целях выявления и распространения передового опыта педагогов и повышения качества экологического воспитания дошкольников в МДОУ №14 31 марта прошел смотр-конкурс экологических центров.
В ходе конкурса члены жюри определили, что организованная предметно-развивающая среда в нашем дошкольном учреждении создает условия для:
познавательного развития ребенка (создание условий для его познавательной деятельности; возможностей для экспериментирования с природным материалом, систематических наблюдений за объектами живой и неживой природы; усиление интереса к явлениям природы, к поиску ответов на интересующие ребенка вопросы и постановке новых вопросов);
эколого-эстетического развития ребенка (привлечение внимания к окружающим природным объектам, развитие умения видеть красоту окружающего природного мира, разнообразие его красок и форм, отдавать предпочтение объектам природы перед искусственными объектами).
А так же способствует:
формированию нравственных качеств ребенка (создание условий для каждодневного ухода за живыми объектами и общения с ними; формирование желания и умения сохранить окружающий мир природы; воспитание чувства ответственности за состояние окружающей среды, эмоционального отношения к природным объектам);
формированию экологически грамотного поведения (развитие навыков рационального природопользования; ухода за животными, растениями, экологически грамотного поведения в природе и в быту);
экологизации различных видов деятельности ребенка (условия для самостоятельных игр с природным материалом, использование природного материала на занятиях по изодеятельности и т. п.).
Экологическая среда групп включает в себя несколько мини-центров:
центр экспериментирования;
центр природы;
мини-библиотека;
центр «Воды и песка";
мини-музеи.
Содержание экологических центров максимально приближено к требованиям ФГОС:
все элементы содержательно-насыщены (максимальное наполнение по возрасту и удовлетворения потребностей детей);
трансформируемы (есть возможность перемещения, использования в других видах деятельности);
их составляющие полифунциональны;
элементы и материалы вариативны и доступны детям (нет запрета к деятельности, есть возможность замены, если желаемое занято);
наполнение всех составляющих центров соответствует требованиям безопасности.
Итоги смотра-конкурса:
1 место – экологический центр подготовительной группы «Б» (воспитатели Мансурова Е.Н., Кашина Т.П.)